Запомни 5 правил - Железные проблемы - Каталог статей - NoProblem
Вторник, 06.12.2016, 15:05

Без проблем

Меню сайта
Реклама
Категории раздела
Сетевое оборудование [2]
Ставим сетку и прочие хитрости
Железные проблемы [7]
Раздел посвящен проблемам, связанным с техническими средствами информатизации, компьютерным оборудованием и устройствами.
Статьи для чайников [9]
Эта рубрика создана для тех, кто еще только начал свое знакомство с компьютером. Для тех, кому простейшие вещи кажутся сложными :-)
Борьба с вирусами [3]
Статьи и заметки, призванные помочь избавиться от вирусов на вашем компьютере.
Как это работает [4]
Это интересно [2]
Soft статьи [5]
Установка, настройка, решение проблем с операционными системами, а также статьи на темы программного обеспечения компьютера.
Интернет [1]
Наш опрос
Какой компьютер вы используете дома?
Всего ответов: 171
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Рассылка 'Компьютер без проблем'
  • Главная » Статьи » Железные проблемы

    Запомни 5 правил

    Правило номер ноль: не трогай то, что работает!!!


    Это должно сидеть в голове так же прочно, как ядро, нулевое кольцо операционной системы сидит на железе. Стоит, работает — не трогай!

    Следствия таковы:

    • Не надо прошивать BIOS или микропрограмму, которые дают поддержку функций, которые, скорее всего, не будут использоваться
    • Не надо идти в сервисное меню монитора в целях, «как он будет работать, если поменять это значение». Возможно, он не захочет работать вовсе
    • Не надо ставить непонятно откуда взятую программу, которая непонятно что делает. Открывать вложения в письмах, пришедших неизвестно откуда. Ходить на сайты, которые раздают бесплатно программу для взлома пластиковых карт. И так далее
    • Не надо ставить пользователям краденый Фотошоп. Мало того, что они замучают вопросами «как в нём убрать прыщики и очки», так они ещё при проверке лицензионности ПО покажут на того, кто поставил программу. В составе приобретённой работодателем ОС есть бесплатный и простой фоторедактор
    • Никогда не надо производить эксперименты на «боевых» серверах и пользовательских машинах. Для того у админа есть его машина, желательно не та же, на которой выполняется каждодневная работа, а отдельная. Только при полной уверенности в совместимости и безопасности программу стоит внедрять в пользовательский пакет
    • Никогда не надо менять (усиливать) конфигурацию рабочей машины пользователя и даже сервера без веских причин. Например, вместо наращивания оперативной памяти и мощности процессора иногда достаточно прочистить «автостарт» и отобрать у не в меру продвинутого юзера права локального администратора
    • Надо постоянно пользоваться антивирусами, структурировать права доступа, как можно более надёжно защищать внешние подключения, осторожно относится к пришедшей извне информации
    • И так далее, и тому подобное, тема неисчерпаема...

    И так далее, и вроде нормально, но беда пришла в дом, и в разгар составления годового отчёта в кабинет врывается главбух с квадратными глазами и криком, что ВСЁ ПРОПАЛО!!!...

    Первое правило: прежде чем тревогу бить, надо комп перегрузить

    Реинкарнация сжигает карму, это самый старый способ решения проблем в зародыше и самый эффективный. В смысле что на этом этапе отсеивается довольно много непонятных и не повторяемых причуд. А так как они не повторяемые, то и не стоит на них заостряться.

    Проблемы надо решать по мере их поступления.

    Это тот этап, который обязательно должен решаться на уровне пользователя. При обращении за технической поддержкой правильный вопрос не «Перезагружались?» а «Сколько раз?». По порядку план действий такой:

    • Завершить «зависшее» приложение средствами ОС
    • Прекратить проблемный процесс через диспетчер задач
    • Перезапустить сеанс пользователя
    • Перезагрузиться средствами ОС
    • Кнопка «Reset»
    • Обесточивание ПК не менее чем на 30 секунд

    При включении и выключении электротехники (а ПК та же электротехника, только сложная) происходят переходные процессы. В этот момент параметры питания могут отклоняться от номинальных достаточно значительно, и большая часть поломок техники происходит именно тогда. Паузу между отключением и последующим запуском надо выдержать именно для того, чтобы переходные процессы, происходящие при обеих процедурах, не накладывались друг на друга с взаимным усилением.

    По большому счёту, обычному пользователю не обязательно знать все тонкости, для него достаточно двух вариантов. Кнопка на «морде» через ACPI в BIOS и в ОС должна быть настроена на «завершение работы ОС». Первый вариант — нажать её. Второй вариант, очень серьёзный — обесточить ИБП (у нас ведь стоят индивидуальные ИБП на каждом ПК, n’est- pas? ;-)) «После этого надо дать отдохнуть компьютеру хотя бы минуту, так как всё уже тревожно». Это должен знать каждый.

    При обращении в службу технической поддержки пользователь должен сказать, на каком этапе загрузки после полного обесточивания процесс стал протекать не так, как обычно. И мы чётко слышим, что всё грустно. И «выхода в массы» не избежать. Есть, конечно, технологии активного менеджмента клиентских ПК без физического к ним доступа, по сети, через отдельный поток сетевого адаптера и выделенную аппаратную партицию. Но пока они есть только там, где построен коммунизм в отдельно взятой корпорации, и начинающих админов работать туда не приглашают. А если и приглашают, то как падаванов более опытных товарищей, а любое практическое обучение на порядки превосходит по эффективности любое чтение.

    Поэтому с тихой грустью убедившись в обоснованности жалоб юзера на основании телефонной беседы и невозможности удалённого доступа к ПК программными средствами, покидаем уютное место и топаем «в народ».

    Да, я очень ленив.
    Но именно это заставляет меня быть эффективным.

    Шаг второй: пересунем все шланги

    Этот этап частично можно реализовать на рабочем месте пользователя. Вынуть и вставить на место все провода, подходящие к задней части системного блока и монитора. Когда с ними возникают проблемы, они не обязательно лежат рядом на полу, внешне всё может выглядеть вполне пристойно.

    Как известно, злейший враг техники — уборщица. Она может протирать пыль с компьютера, двигать его компоненты для протирки стола под ними или махнуть шваброй неподалёку (как ей показалось). Однако работает это обычно, если «чёрный экран». Не помогло. Этот шаг — трёхуровневый, и во втором уровне несем «процессор» к себе на стенд.

    Принеся на стенд, стоит попробовать, не вскрывая корпуса, включить ещё раз. Так отсеиваются проблемы, возникающие по вине периферии (в общем случае монитор — это тоже периферия) и электропитания. Снова мимо.

    Только теперь вскрываем системный блок. Если он опечатан, или не опечатан, но на гарантии — вскрывать ничего не надо, у нас достаточно уверенности в неисправности, чтобы обратиться к провайдеру гарантийных (или постгарантийных) услуг. Но если гарантия закончилась, и это наша зона ответственности, аутсорсинг в обслуживании техники не применяется — тогда вскрываем.

    Информация правит миром

    Первым делом на третьем уровне обращаем внимание на главный компонент ПК — жёсткий диск. Замену остальных запчастей с большей или меньшей вероятностью пользователь не заметит, но пропажи рабочих текстов или фотографий детей он не заметить не может. И даже необходимость по новой настраивать рабочее окружение способна привести его в уныние. Поэтому — убеждаемся в целостности информации путём подключения винчестера к заведомо рабочему и поддерживающему именно эти диски стенду. Всё в порядке — отлично, дальше просто рабочие моменты.

    • При правильном подходе к комплектации парка техники достаточно установить в другую аналогичную (резервную) машину этот диск и вернуть «починенный» рабочий инструмент пользователю
    • При отсутствии аналогов ещё не всё потеряно, современные ОС в некоторых пределах способны «переезжать» на другое железо
    • И если нет похожей конфигурации, то надо восстановить из мастер-образа на другом жёстком диске типовое окружение пользователя на основе совместимой с этим вариантом «железа» ОС (ссылка в предыдущем пункте), после чего перенести в новую инсталляцию данные пользователя
    • Вы никогда не задумывались об автоматизации процесса дистрибуции типового пользовательского окружения, поскольку и слов таких не знаете? И в таком случае не потеряете ничего, кроме своего времени и времени работника. Если не угробите его данные в процессе переноса. Аккуратно поставьте систему при помощи дистрибутива, настройте её, инсталлируйте драйвера и приложения и опять же перенесите на новую машину пользовательские данные

    Процесс занимает от часа до рабочего дня, в зависимости от объёма данных и мощности конфигурации, а также не в последнюю очередь от отлаженности его алгоритма. По истечении этого времени простой работника в конторе прекращается, он получает обратно свою машину и работает дальше, как ни в чём не бывало.

    Если диск повреждён, то надо оценить находящиеся на нём данные и вероятность их восстановления. Скорее, даже не вероятность, а стоимость, поскольку на рынке есть предложения по восстановлению информации в почти любых ситуациях, но такие услуги весьма недёшевы. Свои силы в этом лучше недооценить, чем переоценить, при малейшем сомнении надо обращаться к специалистам.

    Правильный подход — хранение данных пользователей и программ на выделенном сервере с использованием механизмов устойчивости к сбоям и постоянным резервированием, лучше не в одно место, и лучше в территориально распределённые хранилища. Но для начинающего админа небольшой конторы такие рекомендации звучат бредово. Потому можно попытаться реализовать решения из серии «голь на выдумку хитра», но они к теме данного материала не относятся и будут рассмотрены в следующей статье.

    Итак, третий уровень, если жёсткий диск исправен. Но не до того, как в этом убедились, хотя соблазн велик. Передёргиваем все кабели внутри системного блока. Как бы ни казались они прикипевшими к месту, именно вынимаем из разъёмов все кабели, и интерфейсов, и питания, и вставляем на место. Пытаемся включить. Всё работает — замечательно, возвращаем винчестер на место и проводим тесты под нагрузкой не менее часа. Если не сложилось… Переходим к следующему шагу.

    Шаг третий: модульная диагностика и ремонт заменой

    В общем случае для реализации этого шага необходимо иметь стенд, то есть набор исправных комплектующих, полностью совместимых с неисправной машиной. В самом неблагоприятном случае — похожую по конфигурации рабочую машину другого сотрудника. Поскольку придётся менять один за другим компоненты ПК на заведомо исправные для локализации проблемы.

    Порядок действий описан многократно и повсеместно, но повторение — мать учения. Почему речь не идёт о звуковых сигналах POST? Да потому, что они позволяют однозначно определить источник проблем ещё на рабочем месте пользователя и к этому моменту уже не актуальны. То есть, услышав один длинный писк и три коротких следом или повторяющийся длинный можно на месте решить проблему. К тому же эти сигналы не одинаковы у различных BIOS и могут быть весьма информативны, а могут и запутать. Рассматривать их здесь бессмысленно, надо принимать во внимание конкретику — читать руководства к системным платам.

    Итак, передёргивание кабелей не помогло, но всё уже здесь, под руками. Следующий этап — полная разборка, извлечение из корпуса системной платы и сборка на стенде. Именно так, и никак иначе! Поскольку источником проблемы может быть болтик под материнкой, который вдруг, после двух лет безупречной работы вздумал туда закатиться.

    При отсутствии условий удобнее всего положить антистатический пакет, в котором куплена какая-нибудь деталь, на пачку офисной бумаги и на этой подставке начать сборку. Пока в своём сокете остаётся процессор, потому что его замена — самое сложное действие. В первый от процессора слот ставится единственная заведомо рабочая планка памяти, при отсутствии встроенного видеоадаптера устанавливается внешний, самый простой и также заведомо рабочий, к нему монитор. Также стоит попробовать установить внешний видеоадаптер если есть подозрения в неисправности встроенного. Подсоединяется исправный блок питания и клавиатура. Всё, больше ничего для старта BIOS не требуется. Старт. Нет эффекта — замена процессора. Не помогло — замена материнской платы. У нас получился полностью исправный комплект из компонентов, не имеющих отношения к исходной неисправной машине. Если не включается — значит, что-то вы делаете неправильно или сломали в процессе переборки, и самое время обратиться к специалисту и слегка загрустить…

    В большинстве случаев на этом этапе выявляется неисправный компонент, либо в процессе оказывается, что это был отсроченный второй шаг, и после переустановки того же процессора всё заработало. Теперь всё просто — меняем виновника аварии на рабочий аналог и отдаём машину на рабочее место.

    Если базовая платформа заработала, то к ней по одному добавляются: исходные память, блок питания, жёсткий диск, и так далее. По одному компоненту за раз и с обязательным запуском системы после каждого шага.

    Есть некоторые визуальные признаки, которые помогают на четвёртом шаге локализовать неисправность.

    • Здравый смысл подскажет, что дым и копоть, и даже лёгкий запах палёного не свойственны исправному узлу
    • Всем известно о вздувшихся конденсаторах на материнских и видеоплатах — они обычно не работают
    • Если не крутится вентилятор, лучше сначала запустить его, а потом искать дальше
    • Странные звуки винчестер обычно не издаёт
    • Надеемся, система не была разогнана? Этот вопрос тоже лучше решить на рабочем столе пользователя

    Четвёртый шаг: ремонт неисправных компонентов, для начинающих не актуален

    Те, кто чинят неисправные модули ПК, подобных статей не читают, и поэтому четвёртый шаг, а именно ремонт с помощью паяльника или специальных утилит, тут рассматривать не будем.

    Ещё раз повторю

    • Прежде чем приступать к какому-либо действию, надо чётко оценить свои силы и возможности, и при неуверенности обратиться к специалисту
    • Лучше недооценить свои силы, чем переоценить
    • Надо всегда принимать во внимание оценку неудачной попытки, как в денежном выражении, так и в категориях потраченного времени, причём не только своего, но и того, чья работа будет прервана из-за неисправности инструмента
    • И главное — чинить что-то квалифицированно всегда проще, если перед этим кто-то не пытался чинить эту вещь неквалифицированно

    Категория: Железные проблемы | Добавил: Kirasami (16.05.2010)
    Просмотров: 498 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]